Что такое поталь?

Несколько полезных советов

Для тех, кто лишь недавно открыл для себя искусство золочения поталью, напоминаем несколько простых правил. Данные рекомендации помогут достичь лучших результатов и избежать досадных ошибок в работе:

Самый простой, но важный совет в работе с клеем для потали − внимательное изучение инструкции. Даже если вы уже работали с домашними составами, все равно обязательно ознакомьтесь с рекомендациями производителя

Обычно на флаконе детально описаны правила применения клея, тайминг работы и меры предосторожности.
Накладывая поталь на художественное изделие, используйте перчатки. Деликатная фольга хорошо обтягивает основу

Однако, для полной аккуратности защитите покрытие от посторонних следов и случайных отпечатков пальцев, а кожу − от контакта с липким веществом.
Если только учитесь работать с пленочной позолотой, то в целях экономии можно тренироваться на самодельных составах. Но с другой стороны − качественная промышленная смесь позволит лучше освоить тонкости работы и добиваться отличного результата без угрозы испортить поверхность.

В заключение

Если нравится выполнять искусные работы с золотой отделкой, то обязательно попробуйте профессиональные материалы. Только специальные составы позволят достичь безукоризненного эффекта декупажа.

Тем, кто хочет научиться работать с золотым покрытием или отточить свое мастерство, рекомендуем посмотреть видео инструкцию как клеить поталь:

Поталь – материал, применяющийся с декоративной целью, обладающий внешними свойствами золота. Чтобы правильно и легко работать с ним, необходимо верно подобрать клей для потали, изучить особенности материала. Существует несколько видов декора, который можно использовать на различных поверхностях, отличающихся по объему, размеру, текстуре. С помощью потали легко превратить обычный предмет декора в позолоченный, бронзовый или серебряный. Опытный мастер может создать изделие, неотличимое по внешнему виду от настоящего драгоценного металла.

Материалы для золочения

Сусальное золото

Этот традиционный материал для золочения представляет собой настоящее золото с пробой от 6 до 24 карат. Выпускается в книжках, конвертах, пачках и рулонах различной ширины. Листы золота переложены шёлковой или папиросной бумагой. Производится золотая фольга разной толщины — для наружных и внутренних работ. 
Книжка сусального золота. Фото с сайта mygranite.ru
Так, стандартная книжка (размер листа 91,5х91,5 мм) с 60 листами может иметь вес 1,25 г (применяется для икон и живописи). Комплект такого же размера, но уже весом в 4 г используется для наружных работ — золочения куполов и скульптур в фонтанах. Такое сусальное золото покрывает, например, фигуру Самсона в центральном фонтане Петродворца.
Существует и разновидность — трансферное золото. Это такие же золотые листы, но на бумагу они помещены под давлением, поэтому удерживаются на основе. Трансферное сусальное золото удобно использовать для золочения больших ровных площадей, так как его легче переносить на декорируемую поверхность. Трансферное серебро. Фото с сайта susalnoezoloto.ru
Сусальное золото, как и обычное ювелирное, может быть разных оттенков — от белого до червонного. Также выпускается сусальный палладий и сусальное серебро. 

Поталь

Фольга из сплавов не содержит драгоценных металлов, продаётся в таких же упаковках. Наиболее распространённый вариант — в книжках. Обычно они немного иного формата, чем сусальное золото — 140х140 мм. Также есть в рулонах и пачках, поталь обычная и трансферная. 
Техника её нанесения такая же, как и в работе с сусальным золотом. Зато цена на порядок ниже: книжка потали из 25 листов стоит около 470 рублей, а книжка сусального золота 23 карата весом 1,25 г — уже 6400. Кроме сплавов, имитирующих золото и серебро, есть медная или бронзовая поталь, а также листы оксидированной потали — с поверхностью, покрытой разноцветными разводами окислов.Оксидированная поталь. Фото с сайта noris-russia.ru

Творёное золото

Творёное золото — это мелко растёртые в хлопья листы сусального золота, смешанные с гуммиарабиком (смолой акаций). Название происходит от способа приготовления. Мастер разводит в блюдце порошок гуммиарабика водой и указательным пальцем растирает листы сусального золота в мельчайшие хлопья — затворяет, творит золото. 
Творёное золото используют в иконописи. В декоративных целях этот материал можно применять в сочетании с сусалью: наносить его на углубления или, наоборот, выпуклости рельефа. Заполированное сусальное золото имеет глянцевую поверхность, а творёное — сатинированную.Золото на иконах

Лаки и клеи 

Есть несколько традиционных приёмов нанесения позолоты, в которых технология подготовки основы, нанесения клея и покрытия из сусального золота не изменились за прошедшие века. Существуют два основных способа золочения: водяной (или «на полимент») и масляный. Первый применяют для интерьерных работ, второй подходит и для золочения наружных архитектурных элементов. Полимент — это смесь глины особых сортов, добываемых всего в нескольких месторождениях в мире (лучшую глину для полимента получают в Армении), с клеем на животной основе (осетровым или кроликовым) и льняным маслом. Сухой полимент растирается в порошок на доске из мрамора, смешивается с эмульсией из воды и яичных белков. Золочение на полимент
Для масляного золочения используется лак мордан — раствор натуральных смол. 
К радости декораторов промышленность выпускает и синтетические лаки, более простые в применении. Конечно, позолота из потали на искусственных материалах никогда не даст глубины, свойственной золочению на русских иконах, когда листы золота наклеивали на отполированный полимент с помощью водки. Но для нужд декорирования мебели такого качества и не требуется.
Сусаль не нуждается в защитном покрытии сверху — золото не подвержено окислению или разрушению, оно само веками предохраняет позолоченную поверхность от разрушения. Покрытия же из потали требуют защиты лаком, потому что со временем окисляются и меняют свой цвет.Эффект старины на золочении
И потому поталь применяют только для интерьерных работ. Зато предмету, покрытому имитацией, можно придать дополнительные декоративные качества. Например, создать эффект старого золота или серебра, покрыв поверхность битумным лаком. Он сохранится в углублениях рельефа, и вещь будет выглядеть старинной.    О необходимых инструментах и самом процессе золочения читайте в публикации Золочение: инструменты и техники нанесения. Напитаться декораторскими идеями для самостоятельного творчества можно в статье .

Где применяется

На сегодняшний день позолоту используют в таких сферах:

  • ювелирное дело;
  • искусство (в скульптуре; в живописи золочение применяется не только на рамах, но и непосредственно на картинах);
  • дизайн интерьеров;
  • автомобилестроение (в декоративных целях);
  • стоматология;
  • электроника (золото — отличный проводник);
  • косметология.

Последняя сфера применения наиболее спорная. Чаще всего использование золота в косметологии — это всего лишь хитрый маркетинговый ход. Тем не менее в Японии прорабатывают новейшую технику золочения лица. Считается, что этот металл обогащает кожу кислородом, сохраняет коллаген и способствует снятию раздражения.

Инструкция по декорированию

Рассмотрим порядок действий при декорировании на примере состава «Таир»:

  1. Обезжирьте поверхность.
  2. Если она сильно впитывает нанесенные на нее смеси, то потребуется предварительное грунтование, например, клеевым составом (повышенной впитываемостью отличаются гипс и дерево).
  3. На сухую и чистую поверхность при помощи кисти нанесите тонкий слой клея и оставьте на 5—10 минут для подсыхания. По истечении этого времени состав должен стать прозрачным.
  4. Приложите внутренний лист трансферной потали, аккуратно разгладьте его с помощью ватного тампона, а лишний клей удалите.
  5. Резко сорвите пленку.
  6. После окончания декорирования как можно скорее вымойте кисточки теплой водой.

Как правильно подобрать клей для потали

Материал бывает в виде листочков либо полосок (как фольга) из сплавов меди, цинка, а есть жидкая разновидность. Листовую поталь удобно использовать для золочения больших площадей. Выпускается в цвете золота, серебра, меди. Это хороший имитатор сусального золота. Перед тем как работать с поталью впервые, лучше посмотреть мастер-класс по нанесению.

Для такого материала используется клей на базе спирта, акрила, масла, воды.

Спиртовой вариант имеет длительную липкость слоя клея. Поэтому лист приклеивается и корректируется в течении двух суток. Чтобы повысить износостойкость, готовая поверхность обрабатывается защитными смесями.

Масляная клеевая смесь более требовательна к условиям работы, должны соблюдаться уровень влажности и температура в комнате, где ведется нанесение

Сила клейкости значительно ниже, чем у спиртового состава, что важно учитывать при использовании

К положительным сторонам применения масляной основы относятся: уже после абсолютного просыхания получается прочная поверхность, поэтому необязательно покрывать плоскость износостойкими средствами. Если смесь быстро сохнет, значит, в состав входят ускорители сиккативы. Ее лучше применять в местах с повышенной влажностью и много пыли. При отсутствии ускорителей средство просыхает до полусуток.

Клея на водно-акриловой основе белого цвета, но при просыхании обесцвечиваются (кроме пигментированных вариантов). Паста используется для декора пористых плоскостей без грунтования, таких как дерево, гипс. Она придает изделию матовости. Для более тонких работ приемлемо применение карандаша, маркера, тюбика.

Водяные составы не требуют дополнительного разбавления, так как обладают нормальной вязкостью. После наложения слоя водяного клея, наносить поталь следует через 15–60 минут. Точный период указывается в аннотации на упаковке.

Топ-лучших

Среди выпускаемых клеевых составов, выделяются лучшие, они имеют больше положительных отзывов среди мастеров и являются часто покупаемыми:

  • La Doratura Ferrrario – водный клей для работы с поталью. После нанесения тонкого слоя и до первого наклеивания материала, необходимо выдержать один час. После нанесения свойства сохраняются в течение трех часов, поэтому работу можно совершать постепенно, не спеша, с особой аккуратностью. Объем емкостей от 75 мл до 1000 мл.
  • Borma Wachs – масляная эмульсия применяется для внутренних и наружных работ для наклеивания золотого листа. При использовании такого клея поталь имеет глянцевое покрытие. При использовании смесь наносится кистью, просыхание продолжается в течение часа. Проводить работу допустимо в течение полу суток, именно столько слой остается в рабочем состоянии. После просыхания листа, его можно отполировать хлопковой тканью. Агат для полировки не рекомендуем, та как может способствовать сдвигу листа. Состав не требует дополнительного разбавления, он полностью готов к применению.
  • Pebeo Mixtion Relief – клей-контур для потали. Имеет тонкий наконечник, что удобно для нанесения. Изготовлен на водной основе, без содержания запаха. Применим для любой поверхности. Создает эффективный металлический декор, однако он неустойчив к мытью. Клей наносится непосредственно из тюбика, для удобства применяется кисть, спонжик. После того как слой станет прозрачным, можно наносить материал. Скорость просыхания находится в зависимости от влажности и температуры в помещении. Чтобы поверхность оставалась дольше глянцевой, необходимо дождаться полного просыхания до ввода в эксплуатацию (двое-трое суток). Средство не следует нагревать и замораживать. Соблюдать условия хранения.
  • Таир – применяется для листовой, трансферной потали и в хлопьях. Бесцветный, основа водная. К декорированию допустимо приступать после 10 минут от нанесения. До 12 часов сохраняются клеевые свойства, поэтому работать можно не спеша, аккуратно.
  • Colner PermacolSize – акриловая основа, предназначена для глянцевого покрытия. Работать с нанесением материала допустимо до 12 часов. Если есть необходимость, то допустимо развести водой. В составе нет растворителей. Имеет прозрачный либо красный оттенок. Для контроля над толщиной слоя, и чтобы видеть полноту заполнения плоскости, добавляется пигмент.

Какой клеящий состав подойдет

Клеи для потали имеют обобщающее название: мордан. Второе название, употребляемое производителями – микстион.

По составу они бывают:

  • спиртовыми;
  • водно-акриловыми;
  • масляными.

Выбор клеящего состава зависит:

  • от площади декорирования;
  • материала основы;
  • внешних условий для работы;
  • местонахождения художественного элемента;
  • опыта работы с клеями.

Правильно подобранный клей – главное условие для качественного выполнения творческого замысла.

На водной основе

Недорогой, универсальный клей имеет 3 разновидности:

  • водно-акриловую;
  • пастообразную;
  • твердую.

Водно-акриловый состав может быть преимущественно водный или акриловый. Клей на водной основе применяют для золочения через 15-60 минут после нанесения на поверхность. В течение получаса он теряет липкость. Конкретные сроки его использования зависят от температуры и влажности в помещении, толщины слоя, вида материала. Водные клеи используют только в помещениях, при отсутствии запыленности и высокой сухости воздуха. Средства удобны и просты в применении при украшении небольших изделий и маломерных поверхностей. Нельзя допускать попадания состава на лицевую сторону потали.

Виды морозостойких клеевых составов для гранита для наружных работ, правила использования

Клеи на акриловой основе сохраняют липкие свойства в течение 1-2 часов, имеют лучшую адгезию, чем молочко. При работе с деревом, гипсом перед нанесением клея поверхности пропитывают специальным лаком. На лакированные, синтетические материалы клей наносится после обезжиривания и удаления пыли. Реставрационные работы с его помощью выполняют внутри помещений и снаружи. Твердая форма представлена в виде карандаша. Карандаш – наиболее удобная форма для работы с хлопьями потали.

Масляный

Масляные клеи для потали выпускают на основе натуральных масел, (например, льняного) или животного жира (чаще всего кроличьего). Клеящие средства применяют профессионалы при проведении внутренних и наружных реставрационных работ. Масляные адгезивы полностью высыхают через 10-12 часов. Толщина слоя – не более 1 миллиметра. Для уменьшения вязкости могут разбавляться скипидаром в соотношении 1:1. Для получения прочного соединения с золотой поталью поверхность для декорирования проходит предварительную тщательную подготовку.

На деревянные, гипсовые элементы наносят смесь натурального масла, рыбьего клея, мела. После высыхания поверхности окрашиваются акриловой краской, затем шлифуются, лакируются шеллаком. Такая технология обеспечивает высококачественное покрытие поталью на длительный срок. В зависимости от толщины клеевого слоя, особенностей материала, температуры и сухости воздуха используют 3-х и 12-ти часовые микстионы (что означает временной промежуток, через который можно наносить клей).

Спиртовой

Спиртовые микстионы относятся к самым популярным у любителей хенд-мейда. В зависимости от модификации они сохраняют липкие свойства от 2 до 24 часов. Время высыхания – 30 минут. Клей можно разбавлять этиловым спиртом.

Выбираем качественный клей для потали на водной или спиртовой основе

Поталь предназначена для декоративного золочения и серебрения различных поверхностей — керамики, дерева, стекла, гипсовой лепнины, металла, картона и пластика.

В зависимости от поставленной задачи в работе могут быть использованы различные марки клея, такие как:

Kolner Permacoll Size
— специальный клей на акриловой основе для глянцевого золочения. Permacoll обладает длительной адгезией, благодаря чему покрывать обработанную клеем поверхность поталью можно в течение нескольких часов.

Клеящий состав не содержит растворителей и при необходимости может разбавляться водой. Данная марка клея широко применяется при декорировании искусственной и натуральной позолотой икон, при изготовлении поделок, предметов интерьера и т.п.

Клей Permacoll выпускается в двух цветовых вариантах — прозрачный и красного цвета (пигментирован пигментом для контроля нанесения клея). Баночка бесцветного клея объемом 100 мл стоит порядка 700 рублей, красный продается чуть дороже.

Клей для трансферной потали Таир

— универсальный прозрачный клеящий состав на водной основе. Предназначен для работы не только с трансферной, но и с другими видами потали (свободной листовой и в хлопьях).

Может быть использован для декорирования оснований любых типов: пластмассы, дерева, металла, стекла и др. Достаточно нанести клей тонким слоем и выждать несколько минут, и можно приступать к работе.

Клей Таир долго сохраняет клеящую способность, что делает работу с ним удобной и комфортной. Клей для потали Таир чаще встречается в продаже в тубах объемом 20 мл, стоит порядка 150 рублей. Для больших объемов работ выгоднее покупать клей в баночках 100 мл (стоит около 250 рублей).

Мордан «Ferrario»

— универсальная клеящая смесь для потали и сусального золота. Состав тонким слоем наносится на декорируемую поверхность и выдерживается в течение 15-30 минут.

После частичного подсыхания мордана можно приступать к работе по золочению. Клей (мордан) для потали после нанесения не теряет своих клеящих свойств в течение двух-трех часов, что позволяет выполнять работу аккуратно и неспешно.

Мордан «Ferrario» выпускается в упаковках объемом 75, 250 и 1000 мл. Стоимость 250-мл баночки — порядка 1200 рублей.

Рецепт — как сделать клей для потали своими руками

Готовые клеящие составы для потали стоят недешево, поэтому при желании можно изготовить аналог магазинного мордана из доступных ингредиентов.

Вот два несложных рецепта:

Клей для потали на основе картофельного крахмала и сахара.

  1. Растворяем в 200 мл теплой воды 70 граммов сахара, ставим на плиту, доводим раствор до кипения.
  2. Затем добавляем в состав чайную ложку уксуса, перемешиваем и кипятим еще полминуты.
  3. Снимаем будущий клей с огня и, постоянно размешивая, засыпаем треть стакана картофельного крахмала.
  4. После остывания состав должен напоминать по консистенции сметанообразную массу. По свойствам такой клей близок к ПВА — после высыхания он становится практически прозрачным.

Клей для золочения на сливках и коньяке.

  1. Берем 100 граммов жирных сливок и такое же количество коньяка, тщательно перемешиваем — клей готов.
  2. Наносим состав на обрабатываемую поверхность, ждем около 30-60 минут, чтобы клей подсох и приступаем к золочению.

Как клеить — пример работы с трансферной поталью

Способ применения клея Таир при работе с трансферной поталью (фольга на пленке):

  1. Подготовка изделия. Поверхность обезжиривается, сильно впитывающие основания (гипс, дерево и т.п.) предварительно грунтуются клеем.
  2. Нанесение клея. На чистую сухую декорируемую поверхность с помощью кисти тонким слоем наносится клей.
  3. Технологическая пауза. Выдерживается 5-10-минутная пауза (клей за это время подсохнет и станет прозрачным).
  4. Декорирование. Внутренней стороной лист трансферной потали прикладывается к поверхности и аккуратно разглаживается ватным тампоном, излишки клея удаляются. Затем резким движением удаляется пленка.
  5. Покрытие лаком. При желании для закрепления и защиты «позолоты» от окисления можно покрыть поталь специальным лаком (Ferrario, Daily ART и т.п.).
  6. Очистка инструментов. Кисточки по окончании работы следует незамедлительно промыть теплой водой.

ВИДЕО ИНСТРУКЦИЯ

В настоящее время химикам и технологам удается найти альтернативный вариант — изобрести материал, по своим характеристикам и внешним данным ничуть не уступающий настоящему золоту, применяемому в декоративно-прикладном творчестве! Знакомьтесь, это — поталь…

Последовательность применения материала

Технология нанесения потали имеет свои особенности, но в целом, все достаточно просто и понятно.

1. Листовая поталь. Материал хорошо наносить на предварительно обезжиренную, покрытую грунтом поверхность.

Также перед тем, как нанести поталь, необходимо обработать поверхность специальным клеем (на водной или масляной основе) или молочком для золочения. В случае если применен клей на водной основе, поверхность готова к нанесению на нее уже непосредственно самой потали через 15-20 минут. Если же клей на масляной основе, то ждать придется около 12 часов.

Далее берется лист потали и переносится на уже подготовленную для нее поверхность и разравнивается тонкой тканью, чтобы убрать разные складочки и воздушные слои.

Для того чтобы позолоченная поверхность сохраняла свой блеск и свежесть как можно дольше, на нее необходимо нанести специальный шеллачный лак или любой другой лак, предназначенный защитить поверхность от механического повреждения.

2. Жидкая поталь. Наносится, как правило, на металлическую поверхность, стекло, дерево, пластмассу, гипс, керамику. Материал обладает достаточно равномерной густоватой плотностью, не окисляется, достаточно высокая степень водостойкости.

Нанесение потали рекомендуется осуществлять кистью плоской или губкой из поролона.

Поверхность, которую будут окрашивать, в обязательном порядке очищают и обезжиривают.

Емкость с краской перед нанесением необходимо слегка встряхнуть.

Как правило, ложится поталь в несколько слоев

Но важно запомнить, что каждый последующий слой наносится только на хорошо высохший предыдущий! В среднем, поталь сохнет сутки

Можно применять аэрограф – такой специальный распылитель для жидкой потали. Тогда слой высыхает 1-2 часа. Этот вариант, конечно, более подходит, если работу необходимо выполнить в кратчайшие сроки.

Разновидности потали

1. Жидкая поталь
— является хромированной краской с металлическим сиянием. Она состоит из лаков, пигментов и растворителей.

Некоторые мастера, возможно, и не причисляют эту разновидность к материалу «поталь», называя ее имитацией потали. Но все же она так же, как и листовая, создает прекрасную гладкую поверхность золотистого (серебряного или

Она обладает резким запахом.

2. Поталь листовая
— очень распространенный и более удобный вид материала. И наиболее часто применяемый!

Особенно хороша тогда листовая поталь, когда необходимо покрыть очень большую поверхность.

Как правило, изготавливается и поставляется потребителю в виде так называемых книжек 14х14 или 16х16 сантиметров. В одной книжке порядка 25 листов и каждый из них отделен листочком тонкой пергаментной бумаги.

Бывает также цвета золотого, серебряного, медного.

3. Поталь «крошка»
— слегка Удачно применяется при покрытии неидеально гладкой поверхности. Например, это могут быть ободки, линии, при трафаретной технике.

А еще крошка может быть разных оттенков или цветов, что способствует получению интересного декоративного решения в процессе ее применения.

4. Рулонная поталь
— изготовлена в рулонах длиной около 50 метров и шириной 1-15 сантиметров. Применяется тогда, когда необходимо покрыть швы и стыки или очень ровную поверхность.

5. Трансферная поталь
— очень экономична в своем применении. Каждый листик нанесен на тончайшую бумагу, пленку, кальку. И ее можно применять много раз — до тех пор, пока не будет использован весь материал, находящийся на поверхности этой пленки.

Пищевой клей

Сейчас многие увлекаются домашней выпечкой и украшением ее сладкими фигурками, различными цветами из съедобной мастики. Но чтобы, вся эта красота сохраняла форму и держалась на поверхности торта, требуется специальный пищевой клей. Конечно же, его можно купить в магазине, но прежде чем отправиться на поиски, попробуйте сделать клей дома. Для этого существует несколько рецептов.

Компоненты:

  • крахмал — 4 ст. ложки,
  • воды – 1 стакан.

Приготовление:

Приготовить густой крахмальный кисель и оставить его на несколько часов в теплом, месте. Он должен превратиться в тягучую массу.

Компоненты:

  • 250 г сахарного песку,
  • Стакан воды.

Приготовление:

Приготовить немного недоваренную карамель-тянучку. Она должна оставаться в виде тянущейся жидкости.

Съедобный состав, которым приклеивают фигурки на тортах. Его готовят для приклеивания тяжёлого декора, с фиксацией которого не справляется обычный крем. Есть два рецепта приготовления.

  1. Смешивается 4 ложки крахмала, 1 стакан холодной воды. Уваривается до состояния густого киселя и остужается. Получается тягучая масса, которой клеится декор на торт.
  2. 0,25 кг сахара размешивается в 0,1 л воды. Из сиропа варится липкая карамель.

Способы нанесения

Способов золочения известно немало. Выбор определяется прежде всего характером поверхности и профессионализмом мастера.

Огневое, или ртутное

Один из самых первых способов, который использовался для золочения храмовых куполов. Суть его в том, что готовилась специальная смесь на основе ртути, которая впоследствии выпаривалась. Из-за опасности для здоровья и жизни мастера эта методика ушла в прошлое.

На глиняной основе

Золочение на глиняной основе (на полимент) используется только для дерева и не подходит для наружной отделки. В старину это был один из самых сложных и длительных методов, так как для подготовки полимента требовались редкие по тем временам и очень дорогие ингредиенты, включая китовый жир. Смесь разводилась при помощи яичного белка. Сейчас в продаже можно найти готовые смеси.

Водно-синтетическое

Для этого метода позолоты применяются смеси на воде. Преимущество в том, что можно достаточно быстро подготовить поверхность. Позолоченное изделие получается глянцевым и не требует финальной полировки.

Чесночное

Один из самых старых способов. На поверхность выдавливался свежий чесночный сок. После того как он подсыхал, поверхность полировали, смачивали и наносили золотые листы. По мнению специалистов, такой метод придает позолоте особый блеск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector