Запрягание лошади ‒ правила и пошаговая инструкция
Содержание:
Виды сбруи
Все варианты делятся на 3 группы по сфере использования:
- Сельскохозяйственные.
- Выездные.
- Транспортные.
Также упряжь делится на 3 группы по числу впрягаемых лошадей:
- Одиночные.
- Парные. Эти упряжи применяются для снаряжения упряжек.
- Многолошадные. Также применяются в упряжках.
Самыми популярными считаются следующие виды сбруи:
- Одноконная русская. Ее нередко называют европейской упряжью.
- Постромочно-дышловая. В такой упряжи можно использовать как одного коня, так и двух.
- Постромочная. Она очень проста в использовании, но считается недостаточно хорошей, так как не бережет конское здоровье. Для безопасности движения при использовании такой упряжи рекомендуется оборудовать повозку тормозом.
- Тачаночная. Это очень сложная система запряжки лошадей. В свое время она была очень популярна, но сегодня не используется совсем.
- Совмещенная упряжка. Эта конструкция сбруи пришла к нам из Европы. Ее можно использовать как с постромками, так и с оглоблями.
Самыми простыми по использованию и конструкции считаются одноконная русская и постромочная упряжи.
Русская одноконная или дуговая
Главное отличие этой конной сбруи от других является наличие дуги. Ее изготавливают старинным способом из единого куска древесины. С ее помощью гужи удерживают оглобли.
В старину были специалисты, занимавшиеся изготовлением дуг. Дело в том, что изготовить их было непросто: нужно было правильно выбрать и обработать, чтобы получить прочный, упругий и легкий элемент сбруи.
Русская одноконная упряжь состоит из следующих элементов:
- Дуга. О ней было рассказано выше.
- Хомут. Один из главных элементов одноконной сбруи. Он обеспечивает передачу тягового усилия от лошади повозке. Хомуты бывают разных размеров. Длину этого элемента измеряют от внутренней подушки сверху до клещей. Ширина измеряется между отверстиями для гужей. Хомут состоит из таких элементов, как: клещи, подушки, гужи, хомутина, покрышка, супонь, горт и подкладка. Хомут обязательно подгоняется по размерам под конкретную лошадь. После подгонки он должен плотно прилегать к верхней части холки животного, опираться на гребень шеи и хорошо прижиматься к плечам. По бокам тела коня хомут должен опираться на мускулы лопаток.
- Шлея. Этот элемент охватывает корпус лошади. В его задачу входит поддержка хомута во время торможения.
- Седелка. Она располагается немного ниже холки. На нее возлагается задач амортизации ударных нагрузок на спину животного во время движения. Седелка подгоняется под размер холки коня.
- Черессдельник. Это элемент сбруи находит рядом с седелкой и удерживает конструкцию из хомута, дуги и оглобель. Кроме того, он равномерно распределяет вес по всей конструкции.
- Подбрюшник. Позволяет избежать резких рывков хомута и оглобель, когда лошадь пущена рысью или в галоп.
- Уздечка. Как правило, используется трензельная модель.
- Вожжи. Это удлиненный вариант уздечки. Используется для управления лошадью из повозки. Вожжи пристегиваются к трензелям. Раньше этот элемент изготавливался из кожи. Сейчас его делают из плотного брезента.
Постромочная или бездуговая сбруя
Ее главное отличие от русской одноконной упряжи заключается в отсутствии дуги. То есть, тяговое усилие передается сразу через хомут. Последний крепится к повозке постромками.
Конструкция такой конской упряжи состоит из:
- Хомута с гужевыми мочками, к котором крепятся постромки.
- Самих постромок.
- Седелки.
- Подпруги.
- Чересседельника.
- Горты, заменяющие гужи
- Уздечки.
- Вожжей.
Европейский вариант такой упряжи отличается тем, что у нее нет хомута. Вместо него используется шторка. Это прочный кожаный нагрудник с кольцами, к которым посредством металлических карабинов пристегиваются постромки. Вожжи при этом пропускаются через шейные кольца и специальный зажим на седелки.
В русской и европейской версиях постромочной сбруи важнейшая роль отводится шлее. Именно на нее возлагается задача равномерного распределения давления по всему корпусу коня.
При правильном снаряжении лошади шлея проходит на 5 см ниже седалищных бугров. Если она будет поднята выше этого уровня, то будет постоянно задираться и натирать круп животного. Если ее опустить ниже указанного уровня, то она будет мешать коню идти.
Длину шлеи выбирают с таким расчетом, чтобы между ее боковым ремнем и бедрами лошади помещалась ладонь.
Что касается толщины нагрудника в европейской версии постромочной сбруи, то она должна составлять не менее 2,5 см.
Элементы и конструкция упряжки
Упряжь или сбруя – это снаряжение для лошади, состоящее из конструкции ремней, седла, хомута и т. д. Используется для того, чтобы облегчить процесс езды на лошади или для того, чтобы закрепить за ней телегу. Вероятно, первый прототип современной сбруи появился сразу же, как приручили первого дикого мустанга. Чтобы правильно направить тяговую силу лошади, необходимо знать, из чего состоит упряжь.
Современная сбруя включает в себя несколько элементов, использующихся в разных ситуациях.
Недоуздок – это облегченный вариант уздечки. Состоит из ремней и используется, когда лошадь на пастбище или её нужно вести. Представляет собой два ремешка, которые охватывают голову лошади сверху и снизу, и кольцо, к которому крепится повод. Уздечка состоит из нескольких частей. Во рту лошади помещается удила – металлический стержень с двумя кольцами по краям. К этим кольцам крепится удило и конструкция ремней, которая фиксируется на голове. Снизу головы проходят два подбородочных ремня.
Подбородочный ремень, который ближе к шее, переходит в два ремня, называемых оголовьем. Один из ремней проходит перед ушами лошади, а другой за ними. Эти ремни позволяют уздечке не падать и поддерживают всю остальную конструкцию. Подбородочный ремень, который ближе к морде, закрепляется с помощью ремня капсюля (он располагается в нескольких сантиметров от удил). Щечные ремни соединяют удило и ремни оголовья.
Кроме стандартной уздечки, используют кавессон. Он не предусматривает железного удила. Обычно используют при тренировках на корте.
Шоры – это небольшие пластины, предназначенные для ограничения обзора лошади и защиты глаз от мусора. Располагаются так, чтобы две трети пластины были ниже уровня глаза. Вожжи крепятся к удилам за кольца. Предназначены для управления лошадью. Всадник держится примерно за середину устройства.
Хомут – это элемент упряжи, который передаёт тягловую силу лошади телеге. Внешне выглядит как плотно прилегающее к телу кольцо на шее лошади. Его конструкция такова, что сила, прилагаемая лошадью, распределяется наиболее рационально. Кроме этого, он снижает вибрацию от телеги.
Хомут состоит из нескольких частей. Войлочная подкладка предназначена для того, чтобы снизить трение. Клещи. – это деревянная основа хомута. Состоит из двух деревянных частей, скрепленных одной стороной. Другую сторону связывают супонью уже после того, как наденут хомут на лошадь. Покрышка – верхняя часть хомута. Шлея – конструкция из ремней, которая помогает закрепить оглобли и не позволяет хомуту сдвигаться.
Внешне выглядит как набор ремней, зафиксированных на лошади в разных направлениях. Один ремень идет по крупу, два ремня расположены по бокам и еще два проходят под крупом лошади.
Оглобли – это конструкция из деревянных частей, которая соединяет лошадь с телегой. Внешне выглядит как две деревянные направляющие, иногда используют деревянную дугу. Оглобли крепятся к хомуту с помощью очень прочных петель из ремней. Гужи – ременные петли для фиксации оглобель. Должны иметь равную длину. Их крепят так, чтобы при движении лошади оглобли не смещались. С помощью тех же гуж к оглоблям крепится и дуга. Седёлка – это дополнительное крепление оглобель. Она представляет собой уплотненные ремни, которые протягиваются через круп коня и под ним.
С помощью седёлки можно снять часть нагрузки с лошади (для этого используют горбатую седёлку) или увеличить её тягу. Иногда седёлка снабжена кольцами.
Подпруга представляет собой фиксатор для седёлки и хомута. Обеспечивает стабильное положение хомута во время движения. Внешне выглядит как несколько ремней. Подпруга, седёлка, хомут и оглобли соединяются с помощью чересседельника. Выглядит как ремни съемной конструкции. С особо ретивыми лошадьми часто используют намордник или воротник. Намордник – пластиковый фиксатор морды лошади, закрепляемые несколькими ремнями.
Возрождение традиции
Интересно, но в девяностые годы россияне утратили интерес к тройкам, это чуть не стало гибелью традиционной русской упряжи. Коренники и пристяжные лошади с выставок распродавались в колбасные цеха, так как их содержание в отсутствии интереса было многим не по карману.
Если бы не движение «Содружество», где оставалось достаточное количество энтузиастов, то не осталось бы в России ни одного мастера, умеющего совладать с тройкой и правильно ею управлять. Инициаторы предложили создать в городах конные состязания, где в обязательном порядке было участие тройки. Таким образом появился «Кубок России», финал которого проводился в столице. Позже к России присоединилась и Франция, были введены дорогостоящие Венсеннские призы.
Виды запряжек
Запряжки бывают одноконные, пароконные и многоконные, а также дуговые и бездуговые.
Запряжки по виду конской упряжи подразделяют на оглобельно-дуговую (русскую), оглобельно-постромочную, постромочно-дышловую, постромочную и комбинированную.
Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная, парная (одна лошадь в оглоблях, одна пристяжная) и троичная (с парой пристяжных). Пристяжные лошади при этом прикрепляются к вальку, в свою очередь, присоединенному к ваге.
Оглобельно-дуговая одноконная запряжка, которую называют также русской
В оглобельно-постромочной запряжке оглобли с хомутом скрепляются специальными запряжниками. В постромочно-дышловой используется дышло — одиночная оглобля между двумя лошадьми, прикрепляющаяся к передней оси повозки и поворачивающая ее. Постромочная запряжка работает без оглобель и дышла.
Комбинированная запряжка, сочетающая оглобельную или дышловую с постромочной, используется в случае большого числа лошадей. В комбинированной запряжке сочетаются разные типы управления и лошади подразделяются на коренников, пристяжных, выносных. Коренник тянет, поворачивает и сдерживает повозку. Пристяжная лошадь идет рядом с ним. Она участвует в поворачивании и тянет вперед. Выносная лошадь припрягается впереди коренника и тянет повозку вперед.
Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут гуськом или парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна либо (в случае шести или более лошадей) две пары коренников; остальные лошади — выносные.
Возникновение и история
По данным археологов, первая конная упряжка была изобретена человеком примерно 2000 лет до н. э. Раз старинные повозки были просты и примитивны, несложно догадаться, что и сбруи были под стать им.
Персы первыми обратили внимание на красоту сбруи. Когда они стали использовать четыре кобылы, запряженные в закрытые повозки, тогда и появилась идея, чтобы смастерить упряжь для лошади, которая одновременно отличалась красотой и позволяла при езде равномерно распределять нагрузку
Позже конные повозки появились у греков (где их изготовлению уделялось много внимания). Чем хозяин богаче, тем разноцветнее была конская упряжь. У римлян широко распространены были колесницы, оснащенные самыми простыми конструкциями, зато детали сбруи отличались пышностью, были отделаны золотом, также использовались украшения с драгоценными камнями. На аренах такая упряжка лошадей виднелась издалека.
В середине XIX века, в связи с появлением на улицах карет и экипажей снова в моду возвращается красота конской упряжи. В наши дни сбрую на тройке лошадей украшают бубенчиками. Откуда пошла такая традиция, точно неизвестно, но по одной из версий вешались они, чтобы на длительном пути ямщик (кучер) не заснул.
Сегодня коней используют в частном хозяйстве, в спорте и соревнованиях, а так же для развлечений.
Что из себя представляет упряжь
В давние времена, когда лошади были главными работниками и кормильцами в крестьянских хозяйствах, люди понимали, что от правильно подобранной сбруи и от показателя её качества будет зависеть эффективность работы животного. Именно по этой причине любой житель в деревне либо даже в городе знал, как собирать лошадь и надевать на неё упряжку. Ещё раньше, когда экипаж с лошадьми был не только средством для быстрой перевозки человека, но и определённым видом транспорта, о строении упряжки знали даже совсем маленькие дети.
Сбруя либо упряжь для лошади — это специальный комплекс устройств и ремней, надеваемый на туловище лошади для запряжки в повозку для дальнейшей езды. Чаще всего под сбруей имеют ввиду конскую упряжку совместно с вожжами и уздой. Упряжь, которая находится на туловище лошади и плотно соприкасается с ним, передаёт определённую тягу лошади на повозку.
Именно по этой причине плохо подобранная упряжка неравномерно распределяет давление и не только приносит сложности в езде, но и причиняет боль самой лошади. Кроме этого, при неправильной запряжке животного может произойти ожог на её мягких тканях, намины и остальные дефекты, в результате которых животное потеряет свой показатель продуктивности.
Нужно всегда помнить, что качество ремней — это настоящий залог безопасности и здоровья животного во время езды. Упряжь у лошади должна быть крепкой, нетяжелой по весу (чтобы несильно нагружать туловище животного), простой в содержании и ремонте и подходить ей.
Так как чаще всего сбрую создают из особых видов мягкой сыромятной кожи, то за ней нужно по-особому ухаживать. Так, после окончания поездки, пропитанную потом упряжь следует повесить на специально отведённую для неё вешалку либо на деревянный костыль в сухом и проветриваемом месте. После окончания сушки все шлеи и сами ремни нужно смазывать техническим жиром либо маслом.
Перед тем как надеть комплектующие детали на лошадь, нужно проверить целостность всех ремней и исправность защёлки пряжек. Также все ремни, которые касаются тела лошади нужно предварительно проверить на наличие заломов или скопившегося мусора, для этого нужно просто провести рукой.
Как приучить лошадь к упряжке?
Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно.
Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:
Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т
д.
При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
Погода при заездах должна быть благоприятной.
Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.
Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать.
На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.
Как бинтовать ноги лошади с использованием ватника
Технология бинтования с ватником практически не отличается от простой, бандажной.
- Наложите на пясть лошади ватник так, чтобы его верхний край касался запястного сустава, а нижний доходил до путового. Края ватника сложите внахлёст против часовой стрелки. Края должны лечь на внешнюю сторону ноги и оказаться между сухожилиями.
- Наложите бинт чуть ниже верхнего края ватника и оставьте край бинта поднятым вверх.
- Сделайте два–три оборота бинта, отверните край вниз и зафиксируйте его ещё одним витком.
- Продолжайте бинтовать ногу по направлению вниз, накладывая витки внахлёст. Туго не бинтуйте — между бинтом и ватником должен свободно входить указательный палец.
- От путового сустава поверните вверх и забинтуйте ногу вторым слоем бандажа.
- Край ленты зафиксируйте липучкой или застёжкой.
Выбор упряжки по количеству лошадей
В одной упряжке могут быть сразу несколько лошадей. В зависимости от числа лошадей упряжки обладают своими наименованиями. К примеру, две особи, запряжённые друг за другом, называются тандемом. Если лошади идут рядом друг с другом, то из них формируется пара.
У пары могут происходить и такие запряжки лошадей, как смешанные и дышловые. Если особь нужно запрячь сельскохозяйственное устройство, то применяется постромочная сбруя. Из-за своего высокого тягового сопротивления она устраняет возможность наката орудия и случайного ранения лошади.
Трёхлошадная упряжка также заключает в себе разные формы. Самая популярная — это русская тройка, у которой посередине имеется коренник, а по бокам — пристяжные. Была и другая разновидность троек — запряжка лошадей гуськом, во время которой коренник находится за пристяжными особями. Тройка гуськом лучше всего используется для зимников.
Если есть четыре особи, то можно создать упряжку двух форм. В первом случае нужно расположить лошадей попарно друг за другом (выносная и дышловая). Это более классический четверик. Во втором случае лошадь находится в одной линии: пристяжные сбоку обрамляют пару коренников в дышловой паре. Такая упряжка называется тачаночной либо квадригой.
На территории России более распространённой считается дышловая и русская упряжка оглобельного типа. При этом оглобельная возникла раньше, но сейчас почти не используется. Дышловую упряжь до сегодняшнего дня используют на территории нашей страны. Она появилась ещё в XVII веке и распространилась у нас в результате польско-литовского нашествия.
Ещё один тип запряжки особей — пятерик. Его создаёт пара коренников и тройка выносных в линии. Шесть лошадей ставят цугом по три пары. Большее число голов в упряжке (семь и больше) для использования в хозяйстве не подходят. Такие типы упряжек чаще всего используют на торжественных шествиях либо на развлекательных парадах.
Сегодня можно найти большое количество видов упряжек и способов постановки лошади в них. При всём этом если в одной упряжки расположено около шести лошадей, то такие упряжки используются в хозяйственных работах. Большое же число особей в упряжке несут, скорее всего, декоративную функцию, чем полезную.
Лошади в настоящее время широко применяются в конном спорте и соревнованиях. Есть даже состязания, в которых проверяется умение обращаться со сбруей. Правильно надетая упряжка помогает не только увеличить продуктивность особи, но и сохранить её здоровые и силы.
Русская тройка
Катание на конях, запряженных тройкой, народная русская забава. Раньше они использовались для быстрого передвижения на далекие расстояния, ни один праздник не обходился без тройки. Будь то свадьба или сватовство, катание на Масленицу.
Обычные кони для тройки — это выносливые, но неказистые внешне вятские. Тройку богатых людей определяли статные орловские жеребцы — стройные и быстрые, очень красивые.
Для того чтобы перевозить пассажиров, было правило: едешь один или вдвоем, то только на паре, а если людей набиралось трое, тогда впрягалось три коня.
В сороковых годах девятнадцатого века на ипподромах стали организовывать состязание кучеров на тройках. Европа познакомилась с тройкой только в начале двадцатого века на выставке в Лондоне. Во времена СССР тройка из орловских рысаков стала популярна в США, наши власти, пользуясь этим, дарили такие упряжки представителям из Америки в знак уважения. Это считалось превосходным и щедрым даром.
Виды и способы запряжки
В основном, применяются следующие виды упряжи:
- одноконная;
- упряжка из двух лошадей;
- тройка коней;
- многоконная.
Последний вариант может различаться по количеству запрягаемых лошадей.
Если делается пристяжка, это означает, что одного коня ставят в оглобли, а пристёжная бежит рядом, помогая коренной лошади.
При двух лошадях в запряжке одна коренная, а другая – пристяжная лошадь.
Обратите внимание! Нужно учитывать, что можно запрячь двуколку для лошади своими руками, однако сделать это для большего количества будет затруднительно. В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные
В третьем случае речь идёт о русской тройке лошадей, где обычно одна из лошадей является коренной, а две другие – это пристежные.
Если используют карету с четвёркой лошадей, то один из вариантов состоит в использовании двух пар – двойки выносных, а также двойки коренных.
Другой способ носит название квадриги: четыре лошади при этом бегут в один ряд.
Когда имеется пять лошадей, запрячь коней можно так: в первом ряду ставят три выносных, а за ними – две коренных.
К сведению! Использовать ещё большее количество лошадей при одной запряжке не имеет практического смысла. Однако это иногда может делаться при некоторых развлекательных мероприятиях.
Также есть и другая классификация видов конной упряжи:
Постромочная. Этот способ является наиболее распространённым для использования в сельском хозяйстве. В этом случае дышло и оглобли применять не принято. Одно из достоинств такого способа – это простота. Однако упрощённая сбруя на крутых спусках может привести к травме лошади.
Постромочно-дышловой вариант. При этом способе дышло и оглобли используются, что приводит к более безопасному вождению в случае крутых спусков на дороге. Другие достоинства состоят в том, что становится выше устойчивость животного, а также при сельхозработе повышается эффективность труда животного
Однако в этой ситуации важно правильно запрячь коня, не перетянуть и не перекосить её.
Оглобельно-постромочная. Этот способ характерен тем, что при запряжке не применяется дуга
Однако хомут присоединяется достаточно надёжно с помощью кожаных или металлических фиксаторов. Может применяться также другой вариант, при котором оглобли прикрепляются к седёлке, а не к хомуту. Данный вариант повозки, запряженной лошадью, является очень популярным в различных европейских странах. Его принято называть английской запряжкой.
Оглобельно-дуговой вариант. Данный способ принято считать исключительно российским. В Европе его практически никогда не используют. Этот способ популярен и в случае транспортировки грузов, и для перевозки людей.
Смешанный способ. В рассматриваемом случае в запряжке могут одновременно присутствовать черты нескольких вариантов. Чаще всего при такой запряжке не используется дуга. Этот вариант не принято использовать на тех дорогах, где крутые спуски или подъёмы.
Для верховых поездок способ запряжки существенно отличается.