Цветы в лесу — кладезь красок и лесного очарования

Ссылки

Красные и алые

Их, благодаря цвету, увидеть легче всего, потому рассказ стоит начинать с них. Итак, какие ягоды растут в лесу красного цвета и при этом съедобные?

Первым делом стоит отметить богатую углеводами, каротином и пектином бруснику. Растёт эта кисло-сладкая дикая ягода на кустарничках – низкорослых вечнозелёных многолетниках. Плоды блестящие, напоминающие мелкие красные шарики (до 0.8 см в диаметре). Созревают в конце лета и начале осени.

Костяника – травянистое растение высотой как максимум 30 сантиметров. Характерной особенностью являются длинные, распростёртые по земле побеги. Ягода – довольно крупная сборная костянка из 4-х плодиков с большими косточками внутри. Зреет костяника в середине-конце лета, а по вкусу она напоминает сочный гранат.

Калина – мелкая алая ягода-костянка, растущая на листовом дереве «группками». Не узнать её невозможно. А собирать калину лучше после первых заморозков. До них она имеет не сладкий, а кисло-горький привкус.

Можжевельник

Завершает наш перечень лесных растений достаточно известный, но от этого не переставший быть красивым можжевельник. Его обычно можно найти как в хвойном лесу, так и в лесах других типов. Вопреки устоявшемуся мнению, можжевельники больше любят свет, нежели тень. Они устойчивы к засухе, холоду и нетребовательны к почвенным условиям. Однако предпочтительнее посадить можжевельник в землю, отличающуюся легкостью и питательностью. Если вы высаживаете растение на суглинок, то желательно предварительно сделать дренаж. В засушливое лето можжевельник периодически нуждается в поливе, а вот опрыскивание любит вне зависимости от погоды: проводить его нужно ранним утром или поздним вечером раз в 10 дней. Подкармливают растение раз в год, весной, подсыпая в землю нитроаммофоску из расчета 40-50 г на 1 кв.м. В других удобрениях можжевельник не нуждается.

Ход занятия

1. Организационный момент

В нашей группе на окне,

Во зелённой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семян.

Мы польём их спозаранку,

Я и все мои друзья.

Раздаётся стук в дверь. Входит медвежонок.

В: «Посмотрите, ребята, к нам пришел в гости медвежонок. Он такой испуганный».Воспитатель: «Медвежонок, что случилось с тобой?»

М: «Я живу на поляне, у меня был маленький садик, где цвело много красивых цветов. Но вдруг налетел страшный ураган разбросал цветы по всей поляне и перемешались садовые цветы с лесными. А если не будет цветов то и пчелы не смогут собрать мед, а я мед очень люблю, помогите мне пожалуйста».

В: «А давайте, ребята, мы с вами поможем медвежонку»

В: «Не расстраивайся медвежонок. Сейчас наши ребята соберут клумбу, на которой зацветут садовые цветы».

– Ребята, проходите на свои места. (дети собирают на клумбе садовые цветы)

М: «Ребята, а хотите, я вам загадаю загадки, про лесные цветы».

-Конечно, хотим медвежонок.

(медвежонок загадывает загадки).

Незатейливый цветок

В желтенькой юбчонке,

Из него плетут венки

Летом все девчонки.

Ответ: одуванчик

Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе — чистом-чистом,

И солнышке лучистом!

Ответ: незабудка

Пробивался сквозь снежок,

Удивительный росток.

Самый первый, самый нежный,

Самый бархатный цветок!

Ответ: Подснежник.

Я лезу все выше и выше,

Долезу до самой до крыши!

Пусть не имею рук и ног —

Недаром я зовусь.

Ответ: (Вьюнок)

В: «Молодцы. А сейчас поиграем в игру, которая называется “Назови части цветка”. А медвежонок посмотрит, как вы знаете части цветка».

— Самая главная часть цветка?

— Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.

— Что следует после корня?

— Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.

— После стебля идут?

— Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.

— После листьев идет?

— Бутон. Бутон это нераскрывшийся цветок.

— И остались?

-Лепестки.

— Какой цветок изображён?

— Это мак.

— Это садовый или полевой цветок?

— Садовый и полевой.

М:«Вот молодцы ребята! А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть вместе со мной».

(вместе с медвежонком выполняют физминутку).

Физкультурная минутка.

Медведь по лесу бродит.

От дуба к дубу ходит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согну-тыми руками.)

Находит в дуплах мед

И в рот себе кладет. (Изображать, как он достает и ест мед.)

Облизывает лапу

Сластена косолапый,

А пчелы налетают, («Отмахиваться от пчел».)

Медведя прогоняют.

А пчелы жалят мишку: (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)

Не ешь наш мед, воришка! (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.)

Бредет лесной дорогой

Медведь к себе в берлогу. (Ходьба «вперевалочку».)

Ложится, засыпает (Прилечь, руки под щеку.)

В: «Ну, молодцы ребята, а теперь рассаживайтесь на свои места, и мы покажем медвежонку игру».

Игра «Путаница»

Условия игры: Надо собрать правильно части растения.

Какой цветок получился? (мак)

Какие цветы вы еще тут видите? (ромашка, василек, клевер, колокольчик)

Какие это цветы? (полевые) Какие бывают цветы? (луговые, садовые, комнатные)

Показ картинок цветов. Какие вы знаете садовые цветы? Комнатные?

М: «Ребята, я вам хочу предложить поиграть в игру».

Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».

М: «Мне ребята пора идти домой, а вам я хочу подарить раскраски с цветами, чтобы и у вас было много красивых цветов. До свидания».

(ребята прощаются с медвежонком, занятие заканчивается).

Ход занятия

Воспитатель читает сказку «Три медведя» .В гости приходит Маша с корзинкой, в которой лежат картинки с изображениями деревьев, грибов, ягод, цветов.

Воспитатель: Ребята, кто пришел к нам в гости. (показываю куклу детям)А откуда она (из сказки). Медведь стал ложиться спать, а Маше стало скучно.

Она мне поможет рассказать вам про лес – ведь она так часто гуляет в лесу пока ходит в гости к медведю. И знает всех жителей леса, а еще она знает, что растёт в лесу.

Воспитатель: ребята,а вы ходили в лес? Что в лесу есть? (А мы с Машей вас послушаем)

Затем воспитатель достает картинки из корзины и рассказывает про лес и что в нем растёт :

Воспитатель: Лес — это источник жизни на земле. Лес — это кислород, орехи, грибы, ягоды, дикие животные. Нельзя только любоваться лесом. Этого очень мало. Надо его охранять, не вредить ему, сажать деревья, оберегать их, а еще надо хорошо знать его, любить и уважать, тогда лес обязательно отблагодарит вас одарит грибами и ягодами, шишками и свежей прохладой своей листвы.

Воспитатель: Почему лес изменился? (заменяю деревья: берёзы и дуб на желтые, убираю ягоды и грибы)

Дети: «Наступила осень»

Да, осенний лес очень красив, и многие люди ходят любоваться этой красотой, дышать лесным воздухом, очень полезным для здоровья. Сейчас и мы с вами пойдем в лес и полюбуемся этой красотой. И Машу с собой возьмем.

Идём в раздевалку (картины висят на сеткеВот мы и пришли в осенний лес.

Физкульт минутка: Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились

Предлагает детям рассмотреть 3 картины осени. А на последней картине осень с перелётными птицами.

Воспитатель: Куда улетают птицы? А почему? Как называют птиц которые улетают на юг?

(На столе лежат картинки животных и их запасов к игре «Кто как готовится к зиме»)

Ой ребята что это лежит на столе?

Наверно Маша хочет поиграть с нами, вот и приготовила для нас задание.

Воспитатель: Вы догадались, что нужно сделать? Я думаю мы должны догадаться какие запасы на зиму собирают эти животные и встать парами. (одни дети берут картинки диких животных, другие берут картинки запасов на зиму для этих животных). И каждый ищет себе подходящую пару.

Например (Белка-орешки,желуди, грибы; ежик-грибы, мышь-зерно) Волк лиса без пары. Они не делают запасы на зиму

Отлично, справились с заданием.

Итог: Всему этому виновата волшебница осень. По каким признакам можно узнать что наступила осень? (льют дожди, листья желтеют, люди одеваются теплее, дни становятся короче)

Маша мы многому тебя научили играть. Ребята, Маше пора возвращаться к себе домой. А в следующий раз она придет и расскажет нам про другое время года.

Чёрные

В природе этого оттенка в его чистом проявлении нет. Но зато есть много всего, приближенного по цвету. Например, ежевика. Ягода растёт на полукустарниках, стебли которых покрыты острыми шипами – потому на сборку стоит прихватить плотные перчатки. Плоды практически чёрные, но на самом деле тёмно-фиолетовые. Имеется легкий налёт, который легко удалить. Ежевика – ягода интересная. Она сначала вырастает до своих обычных размеров (до 2 см), а потом приобретает оттенок – из зелёного окрашивается в красный, после — в бурый, а затем и в насыщенный тёмно-фиолетовый.

Черёмуха и крушина – ещё одни практически чёрные ягодки. Их часто путают. Ягоды маленькие, круглые, растут на деревьях. Но плоды черёмухи растут «группками», на розовых веточках. Со стороны кажется, что дерево будто бы украшено длинными тёмными серёжками. А крушина растёт редко – по 5-7 ягод на веточках, густо покрытых листьями. У черёмухи приятный сладковато-вяжущий вкус. Крушина кисло-горькая и неароматная. Её используются в медицине и добавляют в алкогольные настойки.

И, конечно, нельзя не упомянуть смородину. Крупные ягоды растут на кустарниках с лопастными листьями. Смородина бывает не только чёрной, а ещё красной и белой. Но самыми сладкими являются чёрные ягодки.

Оранжевые

Какие ягоды растут в лесу и имеют этот приятный оттенок? Конечно же морошка. Растёт она на травянистых полукустарниковых растениях высотой до 30 см. Плод представляет собой сборную костянку, диаметром до 1.5 сантиметров. Её можно было ы спутать с малиной, если бы не нежно-оранжевый оттенок и терпко-сладкий вкус. Собирают их в июле-августе.

Плоды рябины – ещё одни съедобные ягоды в лесу. Растут пучками (как и калина) на высоких деревьях, достигающих порой 10 метров в высоту. Плоды плотные, небольшие, до 1 см диаметром. На вкус сочные, но горьковатые, потому их просто так не едят – варят варенье, компоты, заливают мёдом или сахаром.

Рассказывая о том, какие ягоды растут в лесу, нельзя не сказать об облепихе. Это – большой куст, скорей похожий на дерево, с ярко-оранжевыми плодами, которые очень интересно растут. Взглянув на ниже предоставленную фотографию, можно увидеть, что плоды буквально облепили веточку (собственно говоря, отсюда и название). Так что спутать их ни с чем не получится.

Как правильно переселить «дичков» в сад

  1. Пополняя свою садовую коллекцию дикими растениями, помните об умеренности и разумном подходе. Не выкапывайте огромные кусты и массивы растений: все «дички» легко размножаются, и вы сможете увеличить посадки своими усилиями, не нанося вред природе. Всего лишь небольшой саженец, боковой росток с легкостью превратиться в полянку или коврик. Да и молодые растения легче адаптируются.
  2. Никогда не трогайте культуры, находящиеся под защитой и занесенные в Красную Книгу: это преступление, которое тянет за собой соответствующее наказание.
  3. Выкапывайте растения либо весной, либо ранней осенью. Летом успеха в переноске вы не добьетесь.
  4. Запоминайте условия, в которых росло растение и полностью соблюдайте привычный режим освещенности.
  5. Выкапывайте культуры с большим количеством грунта, никогда не отряхивайте землю и вместе со всем комом переносите на новое место. Чем полнее вы сохраните корневище, тем лучше.
  6. Растениям, перенесенным из природных мест обитания нужно выделить особое место, лучше всего – отдельную композицию с культурами, сходными по требованиям. Обустройте лесной, полевой, луговой уголок и наполните его теми «дичками», которые станут в нем настоящими звездами. Если места или времени на новый объект у вас не хватает, то дикие культуры лучше подселите в пейзажные группы и естественные массивы, цветники или рабатки, оформленные в природном стиле.
  7. После посадки обеспечьте частые поливы, чтобы новоселы адаптировались. Не торопите их подкормками, при потребности притените, защитив от яркого солнца.
  8. Будьте готовы к тому, что растения возможно придется сдерживать: многие «дички» на плодородной почве растут быстро и понадобятся меры по предупреждению их чрезмерного распространения.

Что есть нельзя?

Ядовитых ягод тоже достаточно. Выше говорилось о синей жимолости – так вот, есть ещё красная, растущая на крупных кустах. Её ягодки круглые и ядовитые, как и плоды волчьего лыка. Только эти ещё опасней. Они похожи на облепиху – только красную и круглую, тоже облепляют веточку. К ним нельзя даже прикасаться – яд слишком сильный, может быстро проникнуть под кожу.

Вороний глаз – ягода, крайне похожая на голубику. Только его всё равно с ней не спутать. Потому что он очень необычно растёт: одна (!) ягода на стебельке, в окружении четырёх крупных листьев. Впрочем, на выше предоставленном фото всё и так видно.

И напоследок — воронец колосистый. Ягоды, похожие на смородину, спрятаны под крупными зубчатыми листьями с неприятным ярким ароматом. К ягодам воронца нельзя прикасаться, как и к самому растению, – его сок может вызвать появление на коже язв и даже волдырей. А попадание внутрь обеспечит сильную рвоту и удушье (к счастью, проходящее).

Так что стоит внимательно присматриваться к тому, что хочется положить в лукошко. Список лесных ягод (как съедобных, так и ядовитых) очень велик, но выше были предоставлены наиболее яркие во всех смыслах этого слова представители.

Какие растения можно принести из дубового леса?

Гуляя в дубовом лесу, нельзя не заметить копытень европейский (Asarum europaeum), каждый кустик которого имеет выразительную компактно-округлую форму, но, сливаясь в сплошной ковер, образует живописные почвопокровные заросли. Этот вечнозеленый лесной многолетник отличается темно-зелеными округло-почковидными кожистыми листьями, которые похожи на следы от копыт, откуда растение и получило свое название. Встретить его можно в тенистых местообитаниях на влажных плодородных почвах. Такие же условия копытень предпочитает и в культуре.

Копытень европейский

Фиалка душистая (Viola odorata) из леса в сады перекочевала еще в XVI веке, но это не мешает нам, жителям ХХІ века, из года в год приносить с лесных прогулок домой это  необыкновенно нежное и трогательное растение. Как и большинство представителей флоры дубрав, фиалка предпочитает плодородные, рыхлые почвы. Растение выдерживает легкое затенение, но обильное цветение наблюдается на освещенных участках.

Фиалка душистая

Среди луковичных растений, которые предпочитают расти в лесу, особой популярностью пользуются гусиный лук (Gagea), пролеска сибирская (Scilla sibirica). Среди клубневых – хохлатка плотная, или Халлера (Corydalis solida=Corydalis hallerii).

Хохлатка плотная

Гусиный лук

Пролеска сибирская

Среди кустарников, в тенистых влажных местах можно встретить будру плющевидную (Glechoma hederaceae), которая образует плотные низкие коврики высотой от 5 до 20 см. В культуре служит для создания больших пятен газонного типа под пологом деревьев, поскольку имеет высокий коэффициент размножения и быстро разрастается.

Будра плющевидная

Часто в лесу встречается герань лесная (Geranium silvaticum), которая также предпочитает тенистые условия и влажные, рыхлые почвы.

Герань лесная

Ели, рябины, березы – эти древесные растения перекочевали в наши сады и уличные насаждения уже очень давно. При желании принести из дикой природы деревцо, нужно выбирать наиболее молодые и здоровые экземпляры, выкопку растений необходимо производить ранней весной (до распускания листьев) или поздней осенью.

Наталья Высоцкая, ландшафтный дизайнер

2013 — 2014, Сажаем Сад. Все права защищены.

Ход занятия.

Воспитатель: (стук в дверь) Ребята сегодня к нам в гости пришёл

гномик — лесовичок. Он хочет, что-то нам сказать по секрету всему свету.

Лесовичок: Ребята, я к вам не просто пришёл, я хочу вас в гости к

себе пригласить.

Воспитатель: А где живёт лесовичок, вы знаете ребята?

Ответы детей.

Лесовичок: Да, я живу в лесу. И мы сейчас отравимся ко мне в

волшебный лес. И так в путь по лесной тропинке. Звучит музыка из

мультфильма «Крокодил Гена»

Пришли в лес, там висят разные картинки о лесе, на лужайке цветут

разные цветы (цветы из бумаги, ягоды, чучело птиц и т. д.

Лесовичок: Рассказывает о лесе. Как хорошо в лесу, как вольно здесь

дышится! Весело шумят зелёные кроны деревьев, выглядывают из — под мха

разноцветные шляпки грибов, блестящими бусинами рассыпали по

травяному ковру ароматные лесные ягоды. Перелетают с ветки на ветку

голосистые птицы.

Лесовичок сообщает, что самые главные жители леса это деревья, их

много, они высокие. Выставка картин о лесе. Выставляются картинки разных

деревьев, лесовичок просит детей назвать их.

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну?

Лесовичок:Леса бывают разные: если в них растут деревья, ветви

которых покрыты листочками, то лес называют лиственным. В нем растут

дубы, липы, березы, осины. Можно встретить рябину. А вот лес, в котором

не видно деревьев с листочками, только сосны упираются своими ветвями в

самое небо. Или вот совсем темный, мрачный лес, в котором лишь ели —

хозяева или сосны называются еловым или сосновым лесом, а по-другому

хвойный лес. Как вы думаете, почему у этих лесов такое название?

Ответы детей.

Лесовичок:Правильно, вместо листочков у елей и сосен иголочки —

хвоинки, потому и называют эти леса хвойными. А бывают леса смешанные,

когда встречаются все деревья: и хвойные, и лиственные. В берёзовых рощах

растут одни берёзы — это светлые леса, в сосновом бору — одни сосны, там

приятно пахнет смолой. В смешанном лесу встречаются, как лиственные, так

и хвойные деревья. Под деревьями растут кустарники — бузина, орешник,

малина. Также на земле в лесу растут травы, ягоды, грибы.

Лес — это замечательное природное богатство. Чтение отрывка из

стихотворения Н. Соконской

«В лесу»

Мы пошли по ягоды в дальний лес.

Видимо — невидимо там чудес!

Мы видали рыжего муравья.

Повстречали белочку у ручья.

Отыскали беленький мы грибок,

Положили бережно в кузовок.

Ну а спелой ягоду не счесть!

Как домой воротимся, станем есть.

Мы в лесу гуляли бы до утра,

Да уж вечер близится — спать пора.

Физкультминутка: «Дует ветер нам в лицо»

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише

Деревцо всё выше, выше.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру, называется она

«Отгадай». Воспитатель объясняет правило игры.

— Я вам буду показывать картинки с деревьями, а вы ребята будете

говорить названия деревьев, кто больше всех назовёт, того назначу

помощником моим. Молодцы ребята, а сейчас мыс вами поиграем в ещё

одну игру, а называется она «Собери цветок быстрее, чем я»

Итог занятия.

— какие вы знаете деревья?

— почему нужно беречь и охранять их?

— что узнали нового для себя?

Лесовичок: Молодцы ребята, а я приготовил для вас угощение.

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках, полукругом. В группу входит Красная Шапочка!

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите кто к нам пришёл! Вы знаете, кто это?

Дети: Красная Шапочка!

Воспитатель: Правильно! Здравствуй, Красная Шапочка! Какая у тебя красивая шапочка, яркое платьице.

Воспитатель: Ребята, сегодня я буду рассказывать вам про лес, а Красная Шапочка мне поможет – ведь она всё время ходит к бабушке лесом и знает всё, что в нём происходит. Но сначала скажите, дети, бывали ли вы в лесу? Что вы там делали? Что в лесу есть? А мы с Красной Шапочкой будем вас слушать.

Дети: предполагаемые ответы детей

Воспитатель:

Лес — наше богатство и золото наше

Разные звери, лечебные травы.

Там много птиц и ягод полно,

Воздух свежий и дышать легко

Воспитатель: Лес бывает за городом или за деревней. В лесу нет домов, там растут разные деревья и кустарники. Их очень много. Красная Шапочка, я правильно говорю? Ведь дом твоей бабушки находится не в лесу, а за лесом, на краю деревни?

Красная Шапочка: Да!

Воспитатель: В лесу всегда темно и тихо, потому что деревьев много, и они высокие, смыкаются своими вершинами и солнца совсем не пропускают. Слышно только как шелестит листва на деревьях, трещат сучки и изредка доносится пение птиц. Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нём можно заблудиться.

Воспитатель: Посмотрите на деревья, которые изображены на картинках. Какие деревья вы знаете?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: А для чего нужен лес?

Дети: Лес нужен для животных. Лес очищает воздух и т. д.

Воспитатель: К лесу надо относиться очень бережно. Если вырубишь весь лес, то могут высохнуть все реки и озера. Лес очищает воздух, приносит пользу и поэтому что мы должны сделать?

Дети: Беречь лес от огня и охранять его.

Воспитатель: Молодцы! А по опушке, то есть по краю леса, растут разные цветы, а в глубине леса цветов совсем нет, потому что там темно. Особенно темно там, где много елей. Так же в лесу есть кустарники. Деревья большие, а кустарники меньше. Красная Шапочка, по дороге к бабушке, всегда собирает малину с кустов, а вот до орехов на орешнике она дотянуться не может, так как он высокий.

Воспитатель: Вот как раз сейчас настоящий лес выглядит нарядно, празднично, он покрыт золотым ковром из листьев. Лес очень красив, и многие люди ходят любоваться этой красотой, дышать лесным воздухом, очень полезным для здоровья. Сейчас мы с вами и отправимся в лес, а после вас ждёт что-то интересное.

Физкультминутка: (под аудиозапись «звуки леса»)

«Вместе по лесу идём»

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём. (ходьба на месте)

Вот выходим мы на луг.

Тысяча цветов вокруг! (потягивание-руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер. (наклониться и коснуться левой ступни правой

Расстилается ковер рукой, потом наоборот-правой ступни левой)

И направо, и налево.

К небу ручки протянули, (потягивание-руки вверх)

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Воспитатель: А теперь, друзья, я хочу пригласить вас на выставку. А вот на какую, вы сейчас узнаете.

Проходят в спальню, где висят репродукции И. Шишкина

Воспитатель: Ребята, что на какую выставку мы с вами попали?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Правильно! Мы с вами оказались на выставке искусств художника Ивана Шишкина.

Воспитатель: Ребята, вот как может выглядеть лес. В нём могут расти разные деревья — это смешанный лес, могут расти только сосны-такое место называется сосновый бор, а если растут одни березы, то — это березовая роща. Посмотрите, как художник изобразил деревья, лес. Посмотрите, как красиво. Смотря на эти картины, хочется оказаться в них. Походить по лесу, послушать пение птиц, собрать ягоды и грибы.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин

Воспитатель: Как быстро прошла наша встреча, наверное, потому, что она была такой интересной и полезной. Мы поговорили о лесе и поняли, что всёчто мы любим и что нам так необходимо: чистый воздух, грибы, ягоды и т. д. нам дарит лес. Лес добрый и щедрый. Лес – это наше богатство, но, ребята, нельзя же всё время брать, ничего не давая взамен, согласны со мной? Так чем же мы можем отплатить лесу за его богатые дары?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Правильно, ребята, своим бережным отношением и надежной защитой. Давайте пообещаем стать настоящими защитниками нашего леса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector