Кто должен платить за вывоз мусора, какие льготы и кто освобожден от уплаты?
Содержание:
- Что представляет собой региональный оператор
- Правила обращения с ТКО, нововведения
- Тарифы на вывоз мусора в Московской области
- Как будет начисляться оплата за мусор
- Про цены и проценты
- Как теперь платить?
- Как заключить договор о вывозе мусора?
- Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов
- Если насчитали больше проживающих, чем есть?
- Другие важные нововведения реформы
- Примечания
- Расстояние до дома или объекта инфраструктуры
- А в чем разница? Суть «мусорной реформы»
- Предварительные итоги и проблемы реформы
Что представляет собой региональный оператор
Согласно новому закону, вывоз мусора теперь осуществляется не множеством различных мелких компаний, а региональными операторами, которые выбираются на конкурсной основе для каждого субъекта РФ и на которые теперь возлагается ответственность за полный цикл обращения с ТКО. Перед проведением отбора, каждый город и регион страны должен был создать электронную территориальную схему обращения с отходами, а также утвердить свою программу и нормативы накопления ТКО. В отборе участвовали крупные предприятия по сбору, сортировке и переработке мусора, территориально расположенные в пределах данного региона. Отбор и контроль за выбранными организациями осуществляют РЭО и администрации районов.
За право стать региональным оператором могли бороться только крупнейшие заводы и предприятия, которые имеют возможность обеспечить достаточное количество оборудования и сотрудников для реализации услуги вывоза отходов.
В обязанности регионального оператора входит:
- Заключение договора с потребителем;
- Сбор ТКО;
- Транспортировка ТКО;
- Обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение ТКО и опасных видов отходов;
- Постепенное внедрение сортировки и раздельного сбора отходов;
- Ликвидация нелегальных свалок;
- Исполнение программы и нормативов, установленных в регионе.
Правила обращения с ТКО, нововведения
Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:
- порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
- порядок их транспортировки;
- порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
- основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.
С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.
Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.
Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.
К примеру, Постановлением Правительства Московской области от 26.12.2016 № 999-47 «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным исполнительным органом государственной власти МО и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержден порядок сбора, транспортировки, утилизации мусора на территории Московской области, предусмотрены права и обязанности сторон и регламентированы действия по оказанию соответствующей услуги. На основании этого соглашения оператор должен заключить договоры с гражданами.
Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.
В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.
Тарифы на вывоз мусора в Московской области
Тарифы на вывоз мусора и обращение с ТКО для жителей многоквартирных и частных домов в Подмосковье устанавливаются региональными операторами в соответствии с территориальной схемой.
Распоряжение Комитета по ценам и тарифам Московской области от 20.12.2019 № 403-Р «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на период 2020 – 2022 годы на территории Московской области»
Зона деятельности | Региональный оператор |
Тариф регионального оператора руб./м3 (с НДС) |
Стоимость коммунальной услуги за кв. метр (в рублях) |
Алексинская | ООО «Экопромсервис» | 893,20 | 8,48 |
Воскресенская | ООО «ЭкоЛайн-Воскресенск» | 787,24 | 7,48 |
Каширская | ООО «Каширский региональный оператор» | 875,93 | 8,32 |
Ногинская | ООО «Хартия» | 739,67 | 7,03 |
Рузская | ООО «Рузский региональный оператор» | 949,56 | 9,02 |
Сергиево-Посадский | ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» | 866,10 | 8,23 |
Чеховская | ООО «МСК-НТ» | 796,54 | 7,57 |
Как рассчитывается плату за услугу
Размер платы за услуги рассчитывается исходя из площади жилого помещения (квартиры или дома) находящегося в собственности. Тарифы за вывоз отходов, зависят от района на которой производится сбор мусора, за каждую территорию отвечает региональный оператор, который устанавливает свои расценки, но в пределах норматива утвержденных постановлением правительства Московской области.
Норматив накопления твердых коммунальных отходов на 1 кв.м. для многоквартирных и частных домов на территории Московской области составляет 0,114 куб. метра/кв.м, ранее он составлял (0,0087 куб. метра/кв.м).
Стоимость 1кв.м. по обращению с твердыми коммунальными услугами, считается по формуле: Норматив накопления ТКО*Тариф регионального оператора по обращению с ТКО.
Для Индивидуальных жилых домов
Для собственников ИЖС (индивидуальные жилые строения) будет представлена скидка на оплату ТКО в размере в зависимости от площади дома, но не менее 30% от тарифа.
А. Рассчитывается по формуле: Ст = S х T х N1 х 0,7, где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, собственникам ИЖС предоставляется скидка 30%.
При этом максимальный платеж не должен превышать:
Площадь (м²): | Платеж в месяц (руб.) |
50-100 | 200 |
100-150 | 400 |
150-250 | 450 |
250-350 | 500 |
350-450 | 550 |
450-550 | 600 |
550-650 | 550-650 650 |
650-750 | 700 |
750-850 | 750 |
850-950 | 800 |
950-1050 | 850 |
1050-1150 | 1000 |
1150-1250 | 1300 |
1250-1350 | 1500 |
1350-1500 | 1700 |
1500-1600 | 2000 |
1600-1700 | 2300 |
1700-1800 | 2600 |
1800-1900 | 2900 |
1900-2000 | 3200 |
2000 и более | 3500 |
Важно! Договор на вывоз крупногабаритного мусора нужно заключать отдельно. Б
Вывоз ТКО по факту
Б. Вывоз ТКО по факту
Чтобы вывоз отходов производился по факту, жители должны поставить свои выкатные бачки. Тогда платеж будет зависеть от объема мусора:
Объем вывозимого мусора, л | Платеж* |
60 | 57 |
110 | 104 |
120 | 114 |
240 | 228 |
360 | 342 |
800 | 760 |
1100 | 1044 |
* Предельный платеж. Платеж по факту рассчитан исходя из утвержденного тарифа регионального оператора. Для ИЖС вблизи объектов обращения ТКО Гражданам, проживающим в радиусе двух километров от комплексов по переработке отходов и действующих полигонов предоставляется скидка в 70%
Рассчитывается по формуле: Ст = S х T х N1 х 0,3, где Ст – стоимость вывоза твердых коммунальных отходов (в год), S – площадь квартиры или жилого дома, Т – утвержденный тариф согласно кластеру, N1 – норматив накопления твердых коммунальных отходов.Важно! Для льготных категорий граждан предусмотрена компенсация за содержание жилого помещения. Стоимость вывоза ТКО будет включена в перечень затрат, подлежащих возмещению
Неработающим гражданам до 70 лет компенсируют 30%, от 70 до 80 лет – 50%, жителей старше 80 лет полностью освободят от платы.
Оцените страницу
Рейтинг: 2,9/5 — 36
голосов
Как будет начисляться оплата за мусор
Подводный камень во всей этой ситуации заключается в том, что с начала 2019 года вывоз твердых отходов коммунального вида преобразуется из коммунальной услуги в жилищную. И это приведет к тому, что тарифы будут устанавливаться собственниками и управляющими компаниями. Сумма будет зависеть от количества членов семьи, а также от того, на какое расстояние будет осуществляться вывоз.
Пикантность ситуации в том, что вывоз отходов будет осуществляться только на полигоны, которые внесены в реестр, что повлияет на увеличение километража до ближайшей свалки, сформированной на законных основаниях.
Помимо этого, на рост тарифов повлияет цена бензина, которая постоянно растет, а вот платить за все эти реформы и последствия от них будут как раз не чиновники, принимающие законы, а обычные граждане.
Вывоз мусора. Может, просто заказывать раз в месяц телегу на улицу?
Про цены и проценты
Евгений Акимович, самый частый вопрос, который задают читатели «Российской газеты»: почему в других регионах тарифы на вывоз мусора рассчитываются по числу зарегистрированных жителей, а в Подмосковье — исходя из метража домов и квартир? Ведь мусор производят люди, а не квадратные метры!
Медведев поручил проработать организацию раздельного сбора мусора
Евгений Хромушин: У Подмосковья есть особенность, с которой другие регионы не сталкиваются. Помимо 7,6 миллиона зарегистрированных жителей в области еще более 2,6 миллиона незарегистрированных. Это 1,8 миллиона дачников, которые живут у нас с весны по осень, и 0,8 миллиона временных рабочих по разным направлениям. То есть фактически мусор производят 10 с лишним миллионов человек. Если бы мы установили тариф на его вывоз исходя из числа зарегистрированных граждан, а не по площади, то местные жители оплачивали бы эту услугу за приезжих. И тарифы пришлось бы устанавливать на треть выше существующих, а это неприемлемо для большинства населения области.
Какие они сейчас?
Евгений Хромушин: У жителей многоквартирных домов в платежках за январь появилась новая строка «Обращение с ТКО», теперь им услуга вывоза и утилизации мусора стала обходиться в среднем в 8 рублей с квадратного метра
Но обратите внимание: раньше стоимость этой услуги была «зашита» в строку «Содержание и ремонт» и составляла в среднем по области 5 рублей за метр. Теперь стоимость содержания и ремонта уменьшилась в среднем на эти же 5 рублей за метр
Эти деньги ушли в новый тариф за вывоз мусора, таким образом, реальный рост тарифа составил порядка трех рублей. К примеру, для квартиры площадью 50 метров плата за мусор составляет всего 160 рублей. Мы просчитывали: с новым тарифом средний ежемесячный платеж за коммунальные услуги для жителей области вырос не более чем на 2,5 процента. Это самый низкий рост в ЦФО.
В индивидуальном жилом секторе ситуация была такова. Примерно половина собственников ИЖС имела договоры на вывоз мусора и платила по тарифам мусоровывозящих организаций. А вторая половина вывозила свой мусор куда придется — на контейнерные площадки многоквартирных домов, магазинов или вовсе домой в Москву, откуда этот мусор все равно возвращался к нам на полигоны. Перед нами стояла задача не распугать новыми тарифами первую половину и мотивировать к платежам вторую. Поэтому по утвержденным тарифам сегодня практически никто не платит. Прежде всего всему частному сектору мы дали скидку в 30 процентов. Затем установили предельную стоимость: жители домов площадью до 100 метров ежемесячно платят за мусор не более 200 рублей. Для домов от 100 до 150 метров платеж не превысил 400 рублей, от 150 до 200 метров — 450 и так далее. Кроме того, собственники, чьи дома расположены в радиусе двух километров от полигонов и объектов переработки отходов, получили 70-процентную скидку.
Минприроды ожидает снижения тарифа за вывоз мусора
В садоводческих товариществах в тариф за вывоз мусора также включена сезонная 50-процентная скидка, и ежемесячный платеж члена СНТ не превысит 65 рублей.
Но есть ведь еще и пенсионные льготы?
Евгений Хромушин: Безусловно. Мы четко выверили систему оплаты по новому тарифу, чтобы защитить неработающих пенсионеров. Принят областной закон, по которому с момента выхода на пенсию человек получает компенсацию в размере 30 процентов от тарифа на вывоз мусора. После достижения 70-летнего возраста компенсация возрастает до 50 процентов, а жители области старше 80 лет за мусор не платят вообще. А поскольку вывоз мусора теперь стал коммунальной услугой, все граждане, имеющие право на льготы по оплате коммуналки, получили их и по вывозу мусора.
А читатели пишут нам, что в квитанциях выставлены полные суммы, без учета льгот.
Евгений Хромушин: В Московской области все льготы монетизированы. Платежная квитанция выставляется полным рублем, а компенсации льготникам потом поступают на карту или их вместе с пенсией приносит почтальон.
Как теперь платить?
С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.
В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м3 отходов может отличаться. Как , средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.
Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.
Людмила РазумоваРедактор Практикующий юрист с 2006 года |
Как заключить договор о вывозе мусора?
Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:
Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.
В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.
Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.
Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.
Опрос: на сколько больше Вы стали платить за вывоз мусора с 1 января 2019 года
Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.
Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов
СанПиН (или санитарные правила) разрабатываются на основе проведенных научных исследований и рассчитаны на безопасность населения и его бытовые удобства. Именно поэтому расстояние до мусорных баков от дома не допускается, по санитарным нормам, менее 20 и более 100 м.
Помойка во дворе
Если дистанция между домом и мусорным контейнером составляет меньше установленного по СанПиН норматива, оно не выполняет установленного предназначения. Но если расстояние от мусорки больше, оно создает неудобства для жильцов, вынужденных ежедневно путешествовать с мусором на значительную удаленность. В многоквартирных домах проживают разные категории населения, и особенно сложно такие походы к мусорнику совершать пожилым людям.
В 2019 году за вывоз отходов и содержание в относительном порядке специальных ёмкостей должна отвечать компания, которая выиграла тендер по данному направлению. Ранее за выполнением этих обязанностей (своевременностью вывоза мусора, санобработкой мусорных контейнеров и площадок под баки) обязан был следить глава управления жилфондом административного района.
Завал на площадке
Решать, как располагать площадки с мусорными контейнерами, должно не менее трех участников процесса – органы санитарного надзора, управление по архитектуре и жилуправление. В ситуациях, когда норма, указывающая должный отступ от мусорного бака или контейнера до жилого дома, по каким-либо причинам невыполнима, решение выносится специальной комиссией.
Нормативные акты
Расстояние от мусорной площадки до жилого дома, как минимальное, так и максимальное, регламентируется несколькими основополагающими документами:
- СанПиН 1.2.2645-10 (санитарно-эпидемиологические правила и требования), который был утвержден в 2010 году специальным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации.
- СанПиН 42-128-4690-88.
- СНиП, принятые в разное время, определяют расстояния от ИЖС, расположенных в частном секторе, где выполнение нормативов подчас невозможно соблюсти.
- ФЗ-503 – изменения в законодательстве, принятые в декабре 2017 года, которые вступили в действие в 2019 году и более известны как Закон о мусоре – о новом порядке складирования и вывоза отходов на мусорные свалки. В нем обязанности по вывозу мусорных отходов перекладываются на местные власти и определенного на конкурсной основе регионального оператора (компании, занимающейся вывозом и складированием различных категорий отходов, твердого и бытового мусора).
Чисто и убрано
Расстояние от дома до мусорной площадки определятся по санитарным нормам. Помойка может располагаться на удалении от жилого дома от 20 до 100 м и должна соответствовать перечисленным нормам расстояний.
Если насчитали больше проживающих, чем есть?
Очень важный вопрос, с которым пришлось столкнуться многим жильцам. Если раньше расчет велся по площади помещения, то с 1 января 2019 года – по количестве жильцов. Поэтому ранее прописанные или проживающие стали учитываться.
Данные региональному оператору подаются управляющей организацией, которая составляет акт о проживающих или зарегистрированных. При отсутствии тех или других, подается количество собственников помещения.
Чтобы снизить стоимость услуг, проживающим нужно доказать, что данные в акте не соответствуют действительности. Для этого подается заявление с подтверждающими документами. Это могут быть копии временной регистрации лица в другом регионе, договор на обучение в ином городе, справка с миграционного ведомства или с места службы.
Когда можно не платить за вывоз мусора.
Другие важные нововведения реформы
Появление региональных операторов
С изменениями закона введены новые понятия. Одно из них – региональный оператор. Это мусороуборочная компания, которая заключает со всеми собственниками отходов, в пределах территории обслуживания, договор на обращение с ТКО. Она определяется по результатам конкурсного отбора на срок не более 10 лет. Как правило, это крупная компания, обеспечивающая наибольший объем вывоза мусора. Все потребители обязаны заключить договор с региональным оператором и оплачивать услугу по ТКО на его расчетный счет. Остальные мусороуборочные компании, называемые просто «операторами» и являются подрядчиками. Обращение с отходами является лицензируемым видом деятельности. Все операторы, включая и регионального, обязаны получить лицензию.
Раздельный сбор мусора
Правительством России принят ряд решений для стимулирования раздельного сбора мусора, что позволит снизить затраты на их дальнейшую сортировку и переработку.
Обратите внимание! Для потребителей, сортирующих мусор, тарифы могут быть снижены.
Появился тариф на обработку отходов, которая включает сортировку, разборку и очистку. Это стимулирует дальнейшее развитие переработки мусора, поскольку не все затраты ранее окупались.
Борьба с несанкционированными свалками
Обязанность ликвидации самовольных свалок лежит на собственнике земельного участка, выявить которого должен региональный оператор. Если собственник не принимает мер по ликвидации в течение30 дней, то региональный оператор обязан ликвидировать свалку и имеет право предъявить затраты собственнику участка, в том числе и через суд.
Проблемы в реализации мусорной реформы
К проведению реформы готовились заранее, но невозможно провести столь масштабные преобразования без ошибок. Не все нововведения толкуются однозначно. Поэтому многие положения меняются непосредственно в ходе реформы. Пока не принят порядок распределения объемов по обращению отходов среди подрядных организаций. Есть опасения, что региональные операторы все объёмы со временем заберут себе и станут монополистами. Многие мусороуборочные компании не имеют своих полигонов, а порядок их допуска к существующим не определён. Конкуренты вынуждают мелких операторов вывозить отходы на дальние полигоны, порой в соседние районы, что делает их бизнес убыточным. Решить данную проблему сложно, ведь собственник полигона вправе сам определять, с кем ему работать. Чаще всего он тоже является оператором и конкуренты ему на его полигоне не нужны. Возможно, правительство пойдет по пути разделения деятельности по видам обращения с отходами:
- Сбор, сортировка, перевозка – один вид.
- Переработка – второй.
- Утилизация – третий.
Подобное решение уже опробовано в энергетике, где произошло разделение на генерацию, передачу, сбыт. Не разработан ценовой механизм стимулирования сортировки отходов на площадках. Не ясно кто должен забирать рассортированные отходы – операторы или организации, заинтересованные в получении этих отходов. Для их вывоза порой нужны спецмашины. Например, стеклобой нужно вывозить специальным транспортом. Пластиковые бутылки с закрытыми пробками не сжать простым уплотнением в мусоровозе. Нужен пресс с прокалывающими иглами для выхода воздуха. А это совсем другое оборудование. И все же проведенная реформа позволила существенно улучшить ситуацию и дала дальнейший стимул в наведении порядка, во всех смыслах этого слова.
Обращение с твердыми коммунальными отходами согласно постановлению 1156
Расчет платы за ТКО — стоимость вывоза мусора
Расшифровка услуги по обращению с ТКО в коммунальных квитанциях
Норма накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) на 1 человека
Положения федерального закона 89 об отходах производства и потребления
Требования СанПиН и СНиП к контейнерным площадкам для мусора
Примечания
- Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. .
Расстояние до дома или объекта инфраструктуры
Наибольший интерес жителей вызывает вопрос о расстоянии до мусорных контейнеров. Когда расстояние от мусорных баков до жилого дома невелико, это существенно упрощает вынос мусора. Зато создаёт проблемы с неприятными запахами в жару и прочие, более серьёзные неприятности. Зону сбора бытовых отходов от жилого дома не должно отделять более 100 м, чтобы не создавать неудобств жильцам. И её желательно поместить не со стороны парадного входа. Но и располагать ближе 20 метров не позволяется. Иначе испарения и запахи существенно испортят жизнь жильцам дома.
До многоэтажного строения
В районах многоэтажной застройки контейнерные площадки для мусора могут оборудоваться рядом друг с другом. Главное при этом, чтобы выполнялись требования относительно свободного подъезда спецтехники. Сторона, свободная от непрозрачного, водостойкого и негорючего заграждения, будет в этом случае общей.
Поместят такую зону для утилизации отходов в 20-100 метрах от зданий, сзади или сбоку.
Относительно соседства с автомобильными гаражами предписаний нет. Достаточно наличия пространства для проезда и маневрирования.
Удалённость от садика, школы и детской площадки
В местах, где всегда много детей, наличие мусорных баков становится необходимостью. Однако, чтобы не допустить ухудшения санитарно-гигиенической обстановки, контейнеры располагают не менее, чем в 20 метрах от спортивной или детской площадки.
В детских садах и школах место для сбора мусора располагают там, куда дети не допускаются. Расстояние до него отмеряется от двери чёрного хода, хозблока, мастерских, спортплощадки.
При отсутствии в детском саду хоздвора безопасную дистанцию до мусорных баков измеряют от забора, окружающего площадку для прогулок.
До магазина и общественных учреждений
Для торговых точек санитарные нормы предписывают размещение собственных баков для сбора мусора. Это разумно, так как магазинам вменяется в обязанность отвечать за поддержание чистоты на окружающей территории. Ставят их с тыльной стороны здания, где нет прохода для покупателей.
Не возбраняется устанавливать мусорные контейнеры магазинам и общественным учреждениям по соседству с выставленными контейнерами у жилых домов. Но желательно получить согласие обслуживающей их, управляющей компании. Минимальная удалённость зоны утилизации мусора от общественных зданий и магазинов не может быть менее 20 метров. Однако дистанция не должна оказаться такой, чтобы вызвать затруднения при необходимости избавиться от бытовых отходов.
До частного дома
При установке мусорных контейнеров в частном секторе минимальную 20-метровую дистанцию от жилья выдержать, в большинстве случаев, сложно. Существующие правила установки мусорных контейнеров предлагают принимать в расчёт также:
- заборы вокруг строений;
- источники, откуда берут питьевую воду;
- красную линию, определяющую, где проходит граница территории общего пользования;
- подземные инженерные сети и коммуникации. Над ними ставить баки запрещено, чтобы не перекрывать доступ и не допустить повреждения;
- тротуары.
Расстояние в 20 метров отмеряется от стены дома, а от забора (ограждения участка) контейнер может стоять на расстоянии одного метра.
Так как порядок размещения баков для сбора мусора при малоэтажной застройке соблюсти непросто, то приходится собирать комиссию с участием:
- санитарного врача;
- представителей коммунальной службы;
- депутатов и членов органов местного самоуправления.
Минимальное расстояние до жилья решением комиссии может быть сокращено до 9 метров.
В сельской местности и посёлках городского типа
Подобные проблемы установка контейнеров для мусора вызывает в сёлах и посёлках. Решение о выборе места для мусорных контейров принимается сельсоветом или поссоветом
Им приходится принимать во внимание нормативы по размещению мусорных баков с учётом:
- соблюдения минимального 9-метрового расстояния от электрической подстанции и газового распределительного узла;
- отдаления от железнодорожной насыпи на 20-метровое расстояние. При этом нужно поставить ограждение и со стороны автотрассы;
- согласования с природоохранными организациями, если рядом находится лес или природный заповедник.
А в чем разница? Суть «мусорной реформы»
Вывоз мусора теперь не жилищная, а коммунальная услуга. Граждане заметили это в своих квитанциях: пункт убирается из числа услуг по содержанию и ремонту жилья и выводится в отдельную строчку. Если раньше тарифы за вывоз мусора устанавливали ТСЖ или управляющие компании, то теперь эта функция выведена из их зоны ответственности и находится в ведении государства.
Вместе с новым законом вводится понятие твердых коммунальных отходов (ТКО). В отличие от бытовых коммунальные отходы включают только тот мусор, который образуется в результате удовлетворения жилых нужд. Сюда не относится, например, мусор с дворовых площадок. Оплачивать граждане обязаны только ликвидацию ТКО.
За ликвидацию отходов отвечают не муниципалитеты, а региональные операторы. Каждый из них обслуживает один или несколько установленных участков – кластеров. Границы кластеров определяются территориальной схемой.
Большинство региональных операторов выбрано в 2018 году на конкурсной основе сроком на 10 лет и более. Однако их могут лишить права на осуществление деятельности при ненадлежащем исполнении предписанных обязанностей.
Ответственность регионального оператора наступает с момента перегрузки ТКО из контейнеров или бункеров-накопителей. Весь мусор, который просыпался во время этого процесса, тоже убирается работниками регионального оператора. Грязь возле контейнеров, появившаяся из-за того, что мусор вывозится несвоевременно, — опять же вина оператора. А вот за текущее состояние контейнерных площадок и их ненадлежащий вид по остальным причинам ответственность несут органы местного самоуправления, управляющая компания, владелец земельного участка, на котором расположена мусорная площадка.
Платить за уборку и утилизацию отходов должны собственники квартир и частных домов, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели. Если раньше жители частных домов или владельцы дачных домиков могли по желанию заключать договор на вывоз мусора, то после вступления ФЗ №89 в силу такое соглашение подписывают все, кто производит мусор (ст. 24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления»). Многие операторы выбрали форму договора-оферты: он заключается автоматически, когда гражданин производит первую оплату по новой квитанции.
Предполагается, что изменения в сфере вывоза и переработки отходов повлияют на борьбу с незаконными свалками. Региональный оператор будет искать виновников таких стихийных скоплений мусора. Счет за устранение предъявят организатору стихийной свалки или собственнику, в чьем ведении находится земельный участок.
Ликвидировать все несанкционированные свалки предстоит до 2024 года – это постановление Президента содержится в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».
Еще одна важная идея ФЗ №89 – переход на раздельный сбор мусора. Еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный.
Предварительные итоги и проблемы реформы
Россия – большая страна. С введением новых законодательных «мусорных» норм в некоторых регионах стали разделять мусор по разным контейнерам, а в некоторых радуются, что его вообще стали вывозить куда-то. Нередко в деревнях мусорным баком и полигоном служит ближайший овраг.
Подводить итоги ещё рано, но жалобы на некачественную работу регионального оператора, высокие тарифы на вновь оказываемую услугу стали поступать со всех уголков страны. В некоторых регионах были проведены проверки, которые выявили необоснованное завышение тарифов. У региональных операторов тоже проблемы – они столкнулись с тем, что граждане не хотят им платить.
Проблему несовершенной мусорной реформы затронули во время ежегодной прямой линии с Президентом. Ему были заданы вопросы относительно возросшей платы и заваленных мусором дорог. Президент обещал доработать законопроект.